Будущим первоклассникам
Уважаемые родители!
На этой странице вы узнаете:
- Что такое готовность ребенка к школе?
- Как определить уровень готовности ребенка к обучению школе?
- Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?
Что такое готовность ребенка к школе?
Тест для проверки готовности ребёнка к школе
- Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
- Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?
- Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
- Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
- Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из 5 предложений?
- Умеет ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
- Умеет ли он изменять существительные по числам?
- Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
- Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?
- Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку?
- Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
- Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
- Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
- Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?
- Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
- Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?
- Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом “овощи” помидоры, морковь, лук)?
- Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно рисовать, собирать мозаику и т. д. ?
Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста.
Если оно составляет
15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми;
10-14 баллов - Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий;
меньше 9 баллов – ребенку нужна ваша помощь, почитайте другую специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.
Как определить уровень готовности ребенка
к обучению школе?
Общий кругозор
7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:
- свое имя, фамилию и отчество;
- свой возраст и дату рождения;
- фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
- имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
- свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);
- страну, в которой живет, и ее столицу;
- основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;
- основные цвета и их оттенки;
- части тела человека;
- предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
- профессии, виды спорта;
- виды наземного, водного, воздушного транспорта;
- известные русские народные сказки.
Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.
Мотивационная готовность
- Настроен на обучение, готов к серьезной работе,
- учится с интересом, хочет узнавать новое,
- с интересом воспринимает новое в виде не только яркого мультфильма, но и рассказа взрослого, прочитанного в книге кем-то из взрослых,
- любит думать и фантазировать,
- проявляет интерес к самым разнообразным вопросам жизни,
- аккуратный, бережно обращается со своими любыми, а затем и школьными вещами.
Математика, счет
Умение считать до ста не является обязательным для будущего первоклассника, но базовые знания в области счета у ребенка должны быть. Необходимые математические представления к началу школьного обучения:
- знать цифры от 0 до 9;
- уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);
- уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним (соседи числа);
- понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа от 0 до 10 (2<6, 9=9, 8>3);
- уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;
- уметь сравнить количество предметов в двух группах;
- решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
- знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);
- уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;
- ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве.
Чтобы помочь ребенку освоить счет и цифры, чаще считайте вместе бытовые предметы, птичек, людей в одежде определенного цвета, машины, дома. Задавайте ему простые задачи: у тебя есть 2 яблока и 3 груши – сколько всего у тебя фруктов? Тебя я дал 6 конфет, з – ты съел, сколько осталось? Помимо навыков счета, вы будете таким способом учить ребенка воспринимать задание на слух, что обязательно пригодится ему в учебе. Пишите вместе печатные цифры на бумаге, мелом на доске, выкладывайте их из камушков, пишите палочкой на песке.
Моторика, подготовка руки к письму
Будущий первоклассник должен уметь:
- правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
- складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;
- рисовать геометрические фигуры;
- закрашивать карандашом и штриховать фигуры в разном направлении, не выходя за контуры;
- проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;
- писать по образцу печатные буквы;
- аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, вырезать по контуру не только прямоугольники и квадраты, но круги, овалы);
- лепить из пластилина и глины;
- клеить и делать аппликации из цветной бумаги.
Развитая моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые творческие задания в школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи. Поэтому обязательно занимайтесь дома лепкой и рисованием, собирайте пазлы, создавайте вместе украшения и поделки – благо что пособий по развитию мелкой моторики сейчас существует огромное количество. Используйте любое подручное средство дома и любое свободное время, даже период приготовления ужина на кухне. Смешайте в тарелочке фасоль и горох, попросите ребенка разобрать. Спрашивайте, чем отличается фасоль от гороха? Какого она цвета? Какая по форме?
Развитие речи
- Последовательно излагает свои мысли, умеет составлять рассказ по картинке;
- Использует в своей речи не только существительные и глаголы, но и достаточно прилагательных, есть местоимения, числительные и т.д.;
- Правильно строит предложение, слова ставит по порядку, согласовывая между собой;
- Проговаривает верно все звуки, отсутствуют логопедические проблемы;
- Различает звуки в слове.
В подготовке к школе более важным, чем навык чтения, является обучение ребенка пониманию прочитанного текста, анализу, умению отвечать на вопросы по тексту, умение задавать вопросы по существу. Читайте вместе хорошие добрые сказки, рассказы о природе и животных. Играйте в слова: называйте слова на определенную букву или те, в которых она встречается, составляйте слова из заданных букв, разделяйте слова на слоги и выделяйте звуки.
Окружающий мир
Рассмотрим, что должен знать первоклассник, идя в школу, об окружающем мире. Ребенку необходимо:
- различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных, знать, какие животные обитают на юге, а какие – на севере;
- знать диких и домашних животных;
- называть несколько (2-3) зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, синица, ласточка, голубь, ворона и т.д.);
- знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности (ель, береза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер, ромашка и т.п.);
- знать названия 2-3 комнатных растений;
- знать названия овощей, фруктов, ягод;
- иметь представление о различных природных явлениях;
- называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы), уметь назвать весенние месяцы, зимние, летние и осенние. Рассказывать стишки и уметь загадать загадки о временах года.
Все перечисленные навыки ребенок получает от ежедневного общения с самыми близкими в его жизни людьми, его родителями, бабушками и дедушками. Бывают случаи, когда ребенок с трудом запоминает дни недели, последовательность времен года, в таких случаях используйте стишки и рифмы в красивой детской книжке. Конечно этот материал можно найти и в интернете, но ребенок не получит эмоционального удовольствия от общения с новой иллюстрированной детской книжки. Покупая малышу книжку просмотрите иллюстрации – они должны быть добрыми и понятными; шрифт – он он должен быть легко читаем. Совсем скоро ребенок сам научится читать и перечитает книжки прочитанные вами, с большим удовольствием.
Что еще должен уметь будущий первоклассник?
Перечисленные выше умения преимущественно относятся к учебным навыкам, но во время учебы первоклашке пригодятся и другие, важные для нормальной адаптации к школьной и общественной жизни в целом.
Итак, что еще должен уметь ребенок, идя в школу:
- Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд.
- Действовать по образцу.
- Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок – квадрат – кружок – квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам).
- Видеть причинно-следственные связи между явлениями.
- Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью (раскрашивать, рисовать, собирать пазлы, лепить и т.п.) 20-30 минут.
- Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук).
- Сохранять правильную осанку, сидя за столом в течение 15 - 20 минут (ноги на полу, спинка прямая, локти на столе).
- Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые спортивные игры.
- Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых.
- Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться («Здравствуйте», а не «Здрасьте» или «Привет»), прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить «Пожалуйста») и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости.
- Мальчику – пропускать девочек и женщин вперед, открывать перед ними дверь, помогать.
- Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций.
- Самостоятельно одевать верхнюю и спортивную одежду с частичной помощью со стороны взрослых (завязать шарф, помочь застегнуть молнию или первую пуговицу на рубашке и т.п.)
- Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей (добавьте к списку необходимых вещей для школьника бумажные платочки и влажные салфетки). Мыть руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой. Причесываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком.
- Ориентироваться во времени.
Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?
Личностная и социально-психологическая готовность заключается в формировании у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции — положения школьника.
Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учебной деятельности и учителю, к сверстникам, родным и близким, к самому себе, в самооценке.
Отношение к школе.
Первокласснику необходимо соблюдать правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.
Отношение к учителю и учебной деятельности.
Юный школьник должен правильно воспринимать ситуацию урока, правильно понимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.
Учитель — это взрослый, выполняющий особую профессиональную роль по обучению и воспитанию детей.
В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, нельзя говорить на посторонние темы, обсуждать вопросы, не относящиеся к учебной деятельности. На уроке надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку.
Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.
Отношение родных и близких.
В семье ребенку необходимо иметь личное пространство, а родные и близкие должны уважительно относиться к его новой роли ученика.
Отношение родителей к учению как к важной содержательной деятельности, более значимой, чем игра будет положительно формировать новый статус школьника.
Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.
Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам.
К началу обучения в школе необходимо иметь сформированную адекватную самооценку. Завышенная самооценка первоклассника вызывает неправильную реакцию на замечания учителя. Как результат школа становится «плохой», а «учитель злой».
Если взрослые постоянно не удовлетворены успехами ребенка, его поведением и трудолюбием, то может сформироваться заниженная самооценка.
Критика, одергивание взрослыми, неудачи, подчеркнутые родителями приводят к тому, что ребенок становится неуверенным в себе, а это как следствие приводит к последующим неудачам.
Для благополучного обучения в школе ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.
Помимо общей готовности к обучению в школе ребенок должен:
- знать правила общения;
- уметь управлять своим поведением без агрессивности;
- уметь вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;
- уметь быстро осваиваться в новой обстановке.
Как проверить социально-личностную готовность ребенка к обучению в школе?
Необходимо внимательно наблюдать за ребенком во время игр со сверстниками или взрослыми. Его поведение подскажет вам ответы на вопросы.
- соблюдает ли ребенок правила игры;
- как ребенок устанавливает контакты;
- считается ли с другими как с партнерами;
- может ли управлять своим поведением в игре;
- требует ли от партнеров, чтобы ему уступили;
- бросает ли игру при неудаче.
В чем проявляется несформированность личностной готовности?
Личностная неготовность ребенка проявляется в следующем:
Непосредственность выражения чувств, намерений, поведения, например, если он все рассказывает учителю;
- не проявляет инициативу, не поднимает руку, чтобы высказать свое мнение;
- начинает работать только при непосредственном к нему обращении;
- в нарушении дисциплины;
- в обидах на учителя;
- игровые мотивы преобладают над учебными.
Все это приводит к проблемам в освоении знаний и к низкой продуктивности учебной деятельности.
Многие педагоги считают, что в процессе обучения легче развить интеллектуальные механизмы, чем личностные.
Восемь заповедей для родителей
- Родившийся ребенок в семье должен быть всегда желанным.
- Не оставляйте маленьких детей без присмотра.
- Научите ребенка общаться с окружающим миром.
- Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.
- Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.
- Учите своих детей преодолевать трудности, которые будут встречаться у них на пути и преодолевайте их вместе с ними, а не за них!
- Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и учебе.
- Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ!
Зачисление в первый класс
и узнайте всю информацию