Этот вопрос мучает родителей все 11 лет, в течение которых ребенок посещает школу. Череда четверок и пятерок на время притупляет остроту вопроса, но стоит в дневнике запестреть тройкам и двойкам, как проблема школьной неуспеваемости вновь выходит на первый план.
Перебрав и проанализировав ряд возможных причин появления в дневнике своего ребенка неудовлетворительных отметок (плохая школа, неквалифицированные учителя, сложное содержание учебной программы), и поняв, что в этой области все в порядке, родители начинают искать причины в ребенке. Они вдруг вспоминают, что он невнимательный, медлительный, несобранный, безголовый, и т. д. и т. п. Как ни странно, сами того не подозревая, родители делают шаг в верном направлении, поскольку и низкий уровень развития внимания, и медленный темп деятельности, и неумение планировать свою деятельность, и импульсивность, безусловно, являются психологическими причинами школьных трудностей и барьером на пути к хорошим оценкам по русскому, математике, чтению...
Жаль только, что этот шаг — первый шаг к победе над школьными трудностями — часто оказывается и последним: поставив «диагноз», родители останавливаются.
Психологи проанализировали все возможные причины школьных трудностей и объединили их в 7 групп.
Ориентиры | Признаки |
Первая группа причин: |
Восприятием называется процесс создания образов окружающего мира (пространственных представлений). Если этот процесс развит недостаточно, то образы получаются нечеткими и неполными, в результате чего ребенок плохо ориентируется в пространстве. Ему трудно поделить пространство на отдельные участки (лево, право), он часто путается во взаиморасположении предметов (за, между, перед, и т. д.), может заменить одну похожую букву на другую. . Важную роль играет и величина зоны бокового зрения (поле зрения), определяющая количество букв и слов, которые ребенок может одновременно воспринять. Узкая зона бокового зрения препятствует быстрому и правильному чтению. Недостаточный уровень зрительного анализа не позволяет ребенку выделить значимые детали, ведущие признаки и характеристики предмета, расчленить анализируемый объект на части, сравнить объекты между собой. В результате дети при чтении и письме путают буквы, слабо ориентируются в тетради. |
Вторая группа причин: |
Внимание — процесс, который позволяет сосредоточиться на каком-либо объекте. Этим объектом может быть предмет, текст, любая информация, речь, игра, и т. д. Внимание обладает определенными свойствами: устойчивостью, концентрацией, переключаемостью, произвольностью, распределением и объемом. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. Недостаточная концентрация и устойчивость внимания — ребенку трудно в течение длительного времени сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. Низкий уровень переключения внимания — ребенок медленно переключает свое внимание с одного объекта на другой. Недостаточная произвольность внимания — ребенку трудно сосредоточивать внимание по требованию. Низкий уровень распределения внимания — ребенок затрудняется выполнять несколько действий одновременно. Недостаточный объем внимания — ребенок может сосредоточиваться на слишком малом объеме информации. |
Третья группа причин: недостатки в развитии памяти |
Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Поэтому фраза «Низкий уровень развития памяти» означает, что недостатки присутствуют в каждом из процессов. Низкий уровень развития логической памяти означает, что ребенок запоминает информацию механически, без осмысления, не пользуясь логическими, смысловыми или ассоциативными приемами запоминания. Существует несколько видов памяти: кратковременная память, позволяющая удерживать полученную. информацию в течение небольшого времени (около 20 секунд); долговременная память, предназначенная для хранения информации в течение длительного времени; оперативная память, удерживающая информацию в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения какого-либо действия или операции (например, для сдачи экзамена). По длительности хранения и свойствам оперативная память занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной. При недостаточном объеме оперативной памяти ребенок способен, запечатлевать, удерживать и хранить в течение определенного заданного времени очень маленький объем информации. Недостатки каждого из этих видов памяти приводят к нарушению ее работы в целом, снижая качество других видов запоминания. |
Четвертая группа причин: недостатки в развитии мышления |
Недостатки в развитии мышления представляют собой низкий уровень развития мыслительных способностей ребенка в обеих формах мыслительной деятельности— в словесной и несловесной. Низкий уровень развития наглядно-образного мышления — низкая степень развития несловесной формы, когда возникают трудности при мышлении с помощью образов (их соединении и разделении на части [низкий уровень развития зрительного анализа], восприятии пространства и времени). В таком случае, чтобы выполнить какое-либо действие с предметами в уме, ребенок вынужден манипулировать ими: разрезать, соединять, сравнивать на практике. Низкий уровень развития словесно-логического мышления вызывает трудности при совершении любых логических действий (обобщение, анализ, сравнение, построение умозаключений) и операций со словами. Низкий уровень развития абстрактного мышления — ребенок плохо владеет понятиями, которых не существует в природе и которые невозможно воспринять при помощи органов чувств (например, уравнение, площадь, и т. д.). Такими понятиями можно оперировать только в уме. Абстрактно-теоретическое мышление считается самым высоким уровнем развития. В младшем школьном возрасте этот вид мышления еще только начинает формироваться, однако некоторые учебные задания подразумевают его использование. Многие дети испытывают трудности уже на стадии перехода мыслительной деятельности из конкретного плана в абстрактный. В этом случае ребенок хорошо воспринимает объяснение с использованием примеров, предметов, картинок, но затрудняется, когда их сменяют общие понятия, а дальнейшие действия необходимо выполнять уже с помощью этих понятий. Вся мыслительная деятельность человека состоит из логических операций. Недостаточное развитие ведущих мыслительных операций приводит к различным трудностям в анализе — мысленном разделении предмета на части с последующим их сравнением; синтезе — построении целого из частей; сравнении — выделении общих и различных признаков в ряде предметов; систематизации и классификации — построении предметов или объектов по какой-нибудь схеме и упорядочивании их по какому-либо признаку; обобщении —- связывании предмета с классом объектов на основе существенных признаков. |