МОУ СОШ № 8 им. Кучеренко В.Г. УКМО
Иркутская область, город Усть-Кут
  • Что мешает Вашему ребенку учится на «отлично»?

            Этот вопрос мучает родителей все 11 лет, в течение которых ребенок посещает школу. Череда четверок и пятерок на время притупляет остроту вопроса, но сто­ит в дневнике запестреть тройкам и двойкам, как про­блема школьной неуспеваемости вновь выходит на пер­вый план.

       Перебрав и проанализировав ряд возможных причин появления в дневнике своего ребенка неудовлетвори­тельных отметок (плохая школа, неквалифицированные учителя, сложное содержание учебной программы), и поняв, что в этой области все в порядке, родители начи­нают искать причины в ребенке. Они вдруг вспомина­ют, что он невнимательный, медлительный, несобран­ный, безголовый, и т. д. и т. п. Как ни странно, сами того не подозревая, родители делают шаг в верном на­правлении, поскольку и низкий уровень развития вни­мания, и медленный темп деятельности, и неумение планировать свою деятельность, и импульсивность, безусловно, являются психологическими причинами школьных трудностей и барьером на пути к хорошим оценкам по русскому, математике, чтению...

               Жаль только, что этот шаг — первый шаг к победе над школьными трудностями — часто оказывается и последним: поставив «диагноз», родители останавливаются.

            Психологи проанализировали все возможные причи­ны школьных трудностей и объединили их в 7 групп.

    Ориентиры Признаки

    Первая группа причин:
    низкий уровень восприятия и ориентировки
    в пространстве

    Восприятием называется процесс создания образов окружающего мира (пространственных представлений). Если этот процесс развит недостаточно, то образы полу­чаются нечеткими и неполными, в результате чего ре­бенок плохо ориентируется в пространстве. Ему трудно поделить пространство на отдельные участки (лево, пра­во), он часто путается во взаиморасположении предме­тов (за, между, перед, и т. д.), может заменить одну по­хожую букву на другую. .

    Важную роль играет и величина зоны бокового зрения (поле зрения), определяющая количество букв и слов, которые ребенок может одновременно воспринять. Уз­кая зона бокового зрения препятствует быстрому и пра­вильному чтению.

    Недостаточный уровень зрительного анализа не по­зволяет ребенку выделить значимые детали, ведущие признаки и характеристики предмета, расчленить ана­лизируемый объект на части, сравнить объекты между собой. В результате дети при чтении и письме пута­ют буквы, слабо ориентируются в тетради.

    Вторая группа причин:
    недостатки в развитии внимания

    Внимание — процесс, который позволяет сосредото­читься на каком-либо объекте. Этим объектом может быть предмет, текст, любая информация, речь, игра, и т. д. Внимание обладает определенными свойствами: устойчивостью, концентрацией, переключаемостью, произвольностью, распределением и объемом. Наруше­ние каждого из перечисленных свойств приводит к от­клонениям в поведении и деятельности ребенка.

    Недостаточная концентрация и устойчивость вни­мания — ребенку трудно в течение длительного време­ни сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

    Низкий уровень переключения внимания — ребенок медленно переключает свое внимание с одного объекта на другой.

    Недостаточная произвольность внимания — ребен­ку трудно сосредоточивать внимание по требованию.

    Низкий уровень распределения внимания — ребенок затрудняется выполнять несколько действий одновре­менно.

    Недостаточный объем внимания — ребенок может сосредоточиваться на слишком малом объеме информа­ции.
    Третья группа причин:
    недостатки в развитии памяти

    Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запомина­ет, хранит и воспроизводит информацию. Поэтому фраза «Низкий уровень развития памяти» означает, что не­достатки присутствуют в каждом из процессов.

    Низкий уровень развития логической памяти означа­ет, что ребенок запоминает информацию механически, без осмысления, не пользуясь логическими, смысловы­ми или ассоциативными приемами запоминания.

    Существует несколько видов памяти: кратковремен­ная память, позволяющая удерживать полученную. ин­формацию в течение небольшого времени (около 20 се­кунд); долговременная память, предназначенная для хранения информации в течение длительного времени; оперативная память, удерживающая информацию в течение определенного, заранее заданного срока, необ­ходимого для выполнения какого-либо действия или операции (например, для сдачи экзамена).

    По длительности хранения и свойствам оперативная память занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной. При недостаточном объеме оперативной памяти ребенок способен, запечат­левать, удерживать и хранить в течение определенного заданного времени очень маленький объем информации. Недостатки каждого из этих видов памяти приводят к нарушению ее работы в целом, снижая качество других видов запоминания.

    Четвертая группа причин:
    недостатки в развитии мышления

    Недостатки в развитии мышления представляют со­бой низкий уровень развития мыслительных способно­стей ребенка в обеих формах мыслительной деятельно­сти— в словесной и несловесной.

    Низкий уровень развития наглядно-образного мыш­ления — низкая степень развития несловесной формы, когда возникают трудности при мышлении с помощью образов (их соединении и разделении на части [низкий уровень развития зрительного анализа], восприятии про­странства и времени). В таком случае, чтобы выполнить какое-либо действие с предметами в уме, ребенок вы­нужден манипулировать ими: разрезать, соединять, сравнивать на практике.

    Низкий уровень развития словесно-логического мыш­ления вызывает трудности при совершении любых логических действий (обобщение, анализ, сравнение, построение умозаключений) и операций со словами.

    Низкий уровень развития абстрактного мышле­ния — ребенок плохо владеет понятиями, которых не существует в природе и которые невозможно воспринять при помощи органов чувств (например, уравнение, пло­щадь, и т. д.). Такими понятиями можно оперировать только в уме. Абстрактно-теоретическое мышление счи­тается самым высоким уровнем развития. В младшем школьном возрасте этот вид мышления еще только на­чинает формироваться, однако некоторые учебные задания подразумевают его использование. Многие дети ис­пытывают трудности уже на стадии перехода мысли­тельной деятельности из конкретного плана в абст­рактный. В этом случае ребенок хорошо воспринимает объяснение с использованием примеров, предметов, кар­тинок, но затрудняется, когда их сменяют общие поня­тия, а дальнейшие действия необходимо выполнять уже с помощью этих понятий.

    Вся мыслительная деятельность человека состоит из логических операций. Недостаточное развитие ве­дущих мыслительных операций приводит к различным трудностям в анализе — мысленном разделении пред­мета на части с последующим их сравнением; синтезе — построении целого из частей; сравнении — выделении общих и различных признаков в ряде предметов; систе­матизации и классификации — построении предметов или объектов по какой-нибудь схеме и упорядочивании их по какому-либо признаку; обобщении —- связывании предмета с классом объектов на основе существенных признаков.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie